Для полного доступа ко всем темам форума необходима регистрация

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум сайта по духовному развитию и самопознанию » Птица счастья » Психология и отношения » Как реагировать на критику
Как реагировать на критику
_Светлана_Дата: Четверг, 09.08.12, 16:47 | Сообщение # 1
Лайф-коуч
Группа: Админ
Сообщений: 9464
Статус: вне сайта
Как реагировать на критику

Выслушивать критику в свой адрес, даже если она конструктивная, всегда очень трудно. Для того чтобы научиться правильно воспринимать критику и адекватно на неё реагировать, не унижая себя и собеседника, нужно порой проделать большую внутреннюю работу – этому надо научиться.
Для начала выясним, что такое критика и что заставляет кого-либо прибегать к ней. Критика – это отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков. Критика может быть обобщенной, то есть не предполагающей указания конкретного предмета недовольства. В этом случае критикующий либо находится под влиянием сильных эмоций, либо это критика ради критики, а не ради улучшения ситуации, то есть способ манипулирования и воздействия на эмоциональное состояние собеседника. Говорить: «Ты невнимательна (невнимателен) ко мне», – значит ставить партнера в положение постоянной неправоты и заставлять его чувствовать себя виноватым. Но в чём конкретно? Не понятно. Исправив одно, можно столкнуться с тем, что имелось в виду другое, а потом третье и так до бесконечности. И вот, цель достигнута: тот, в чей адрес огульная критика была направлена, пытается «найти то, не знаю что», терпит и выполняет капризы, его самооценка стремительно падает вниз, а сложившееся положение вещей становится нормой. Кроме того, критикующий получает полное право мстить под лозунгом «Я тебя предупреждал» за то, что вы не прислушались к нему.

Второй тип критики – несправедливая. Высказывания подобного характера не отражают реального положения вещей. Обычно несправедливая критика принимает форму грубых выражений и даже оскорблений («неряха», «тупица», «круглая дура»). Человек, позволяющий себе такие высказывания, как правило, находится под воздействием сильных эмоций и желает вызвать такие же эмоции и у вас. Грубо ответить – значит пойти у него на поводу, ввязаться в его «игру» по правилам, которые он установил. Это непременно приведет к конфликту, который по мере развития диалога (если взаимные упреки так можно назвать) будет только углубляться. Несправедливая критика может быть частичной. Выражаться она может не в такой грубой форме, но все равно задевать человека, отрицательно воздействовать на его самооценку.

Наконец, следует признать, что критика бывает справедливой, то есть опирающейся на конкретные факты и отражающая реальное положение вещей. Никто не застрахован от ошибок, а взгляд со стороны может помочь их вовремя обнаружить. Справедливая критика имеет целью улучшить ситуацию, может быть хорошим помощником как в отношениях с близкими людьми, так и в профессиональной деятельности.

Теперь поговорим непосредственно о том, как же следует реагировать на критику во всех её проявлениях. Самое первое и самое главное – обуздать свои эмоции. Даже конструктивная критика в первую очередь вызывает в нас отторжение на чисто эмоциональном уровне, так как уязвляет нашу самооценку и самолюбие (а это тоже очень сильный инстинкт). Здесь необходимо выдержать паузу и призвать на помощь разум, чтобы правильно оценить критику и подобрать нужные слова. Эмоциональная реакция на критику психологи называют детской. Это:

– контратака: обида, желание отомстить (ответы типа «Сам дурак», «На себя посмотри», «А ты что, лучше…»);
– уход в себя, молчание и отрешенность от происходящего (говоря другими словами – «проглотить» обиду);
– долгие переживания и самобичевание (попытки оправдаться, самоуничижение).

У женщин реакции на критику может сопровождаться потоками слез, что является чистым проявлением эмоциональности, а значит нарушением самого первого и самого важного правила. Кто-то может сказать, что слезы – это способ самозащиты, но признайте – он неэффективен в подавляющем большинстве случаев. Самое большее, чего можно добиться с помощью слез – временный таймаут, а проблема так и зависнет в воздухе, чтобы снова вылезти наружу (или тихо изъедать отношения изнутри).

«Взрослая» реакция на критику:
– слышу и принимаю в расчет;
– помню, что это в первую очередь твое мнение, но оно может быть и несправедливым;
– готов обсудить проблему;
– готов признать справедливость претензий.

Итак, что советуют психологи? Специалисты в один голос говорят о том, что критические замечания следует конкретизировать. Спокойным, ровным, не предполагающим иронии тоном нужно поинтересоваться, что конкретно не утраивает человека, уточнить детали. Это поможет вам определиться со степенью справедливость критики, избежать попадания под психологический гнет (если критика, как говорилось выше, обобщенная), показать человеку, что готовы на разумный диалог и проявляете должное внимание к его мнению.

Примеры конкретизации критики:

– Мне не нравится, как ты готовишь!
– Что конкретно тебе не нравится? Может, я добавляю слишком много соли или перца?

– Ты меня совсем не любишь!
– Что ты имеешь в виду? Ты хочешь, чтобы мы проводили больше времени вместе?


Вопрос может быть один или множество, они могут быть разными – альтернативными, уточняющими, касающимися чувств и эмоций близкого вам человека (в случае, если разговор происходит между двумя близкими людьми: мужем и женой, родителем и ребенком). Если критика со стороны одного перерастет в конструктивный диалог двоих, то это прекрасно: он поможет вам вскрыть проблемы, узнать об отношении к ним того и другого, может быть, найти решение вопроса.

В 60% случаев подвергшийся критике человек начинает оправдываться. Делать этого нельзя, так как, во-первых, вы изначально сами же себя ставите в положение неправого, унижаете свое достоинство, во-вторых, ваши оправдания чаще всего никому не нужны, их не слушают. Достаточно того, что вы сами признали все то, в чем вас обвиняют. Если вам говорят: «Вы вечно опаздываете!», – кидаться оправдываться не стоит. Если вас спрашивают: «Почему вы опоздали сегодня?», – будьте готовы дать конкретный ответ, но помните, что он все-таки не особо интересует собеседника, ему важно упрекнуть вас (может быть, вполне справедливо).

Умейте признавать свои ошибки. Очень часто, даже когда мы чувствуем свою неправоту, мы бросаемся защищаться, опровергать все «обвинения», искать виноватых. Нужно уметь признавать свои ошибки – честно и мужественно. Осознайте, что это шаг на пути самосовершенствования. И если осознать ошибку вам помогла чья-то конструктивная критика, то необходимо научиться быть за неё благодарными.

источник
 
             
_Светлана_Дата: Четверг, 09.08.12, 16:47 | Сообщение # 2
Лайф-коуч
Группа: Админ
Сообщений: 9464
Статус: вне сайта
 
             
_Светлана_Дата: Четверг, 09.08.12, 16:49 | Сообщение # 3
Лайф-коуч
Группа: Админ
Сообщений: 9464
Статус: вне сайта
У творца ранимая душа.
Творческие личности очень болезненно переносят критику, в любых ее проявлениях. Они редко удовлетворены полученным результатом собственной работы, а если ее кто-то раскритикует, то реакция однозначная: человек теряет уверенность и сомнения, побеждают здравый смысл. Для того, что бы научить себя правильно реагировать на критику, ты должна понять, что не существует абсолютных гениев и бездарей, а особенно в рабочей обстановке. Зато есть корпоративные стандарты, ответственность за соответствие им несет начальник, который имеет полное право заявить свою точку зрения. И если твое мнение расходится с его, советую не отстаивать свое «детище», и не впадать в депрессию. Уточни причину критики, и ее суть, скорее всего, замечания будут не столь существенны, что бы бурно реагировать на них.

Вверх по лестнице.
Карьеристы отличаются целеустремленностью, поэтому любая критика для них служит сигналом угрозы карьере. Чаще всего реакцией таких людей на критику являются оправдания и немедленное исправление указанных ошибок. На какой ступени карьеры вы ни были бы, с критикой придется сталкиваться все время. Ведь у вашего начальника тоже есть свой босс. Поэтому не стоит воспринимать все замечания со стороны начальства как угрозу своей карьере. Оправдания не всегда правильная реакция, а эффективный способ испортить свой деловой имидж.

Терпение и труд, все перетрут.

Трудоголики, они же «трудовые лошадки» критику своей работы зачастую распознают как личное оскорбление. Трудяги отдают всего себя работе, и считают, что этого достаточно для полного удовлетворения начальства. Ведь работа для них занимает первое место в жизни.

Вы должны научиться конструктивно, реагировать на любые замечания, уточнять подробности и спокойно их исправлять.

Не болеет душой за дело.
Для людей, которые не отличаются особым энтузиазмом, критика - не более как занудство начальника, на которое, они очень редко реагируют. Таким людям не мешало бы изменить свое отношение не только к работе, но и к критике. В один прекрасный момент, начальник захочет заменить такого сотрудника и выбрать более заинтересованного, в своей трудовой деятельности. Задавайте вопросы, уточняйте нюансы, сделайте предложение по поводу решения проблемы.

Но существуют люди, которые критикуют человека только ради самой критики. Им не важно, что критиковать, главное это результат  униженный и расстроенный человек. Такой вид критики считается мощным и эффективный способ манипуляции. Чаще всего к неконструктивной критике прибегают мужчины. Таким образом, они влияют на своих близких, коллег и подчиненных. Это их защитная реакция на женское коварство. Критикуя нас, они внушают чувство вины, благодарности и воздействуют на женскую самооценку. Не стоит такие слова воспринимать в серьез, используй это информацию для усовершенствования себя.

Следуйте таким простым правилам:
1. Если критика вас действительно расстраивает, сообщите об этом своему собеседнику. Не стесняйтесь своих чувств.
2. Можете подытожить слова, сказанные в ваш адрес, переспросить и уточнить, что именно человека в вас не устраивает.
3. Не скрывайте свое мнение по этому поводу.
4. Поблагодарите за совет или предложите свой альтернативный выход с положения.

Ни в коем случае не стоит оправдываться. Критиковать в ответ тоже не выход с положения, если хотите спровоцировать человека на конфликт. Нападайте, если уверены, что сможете контролировать ситуацию, и знаете, как извлечь для себя пользу. «Слово серебро, а молчание золото», в данном случае не самая лучшая реакция на критику. Молчание, как реакция на бурные эмоции, раздражает некоторых людей. Конфликт сам собой не уляжется, придется что-то предпринимать.

Помните абсолютное молчание в ответ на оскорбления - аналогично поглощению вами негативной энергии.

Елена Романова, специально для www.allwomens.ru
 
             
_Светлана_Дата: Четверг, 09.08.12, 16:53 | Сообщение # 4
Лайф-коуч
Группа: Админ
Сообщений: 9464
Статус: вне сайта
Как правильно реагировать на критику

В своей профессиональной деятельности каждый человек неизбежно сталкивается с критикой в свой адрес. Критиковать может начальство, сослуживцы, клиенты. Конечно, выслушивать все это очень неприятно, тем более, если человек не выбирает выражений, изливая свое недовольство.

2 типа критики. Можно сказать, что существует 2 типа критики: конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика обычно точно указывает на недочеты в работе и высказываются в форме совета. Людям, помогающим увидеть свои мелкие оплошности нужно сказать спасибо, ведь такую критику легко использовать себе во благо. Она помогает увидеть результат своего труда со стороны и исправить ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Совсем по-другому выглядит деструктивная критика. Она обвиняет, ограничивает и вешает неприятные ярлыки, понижающие самооценку. Люди, использующие этот тип критики, могут таким образом повышать свою собственную самооценку, а также значимость в глазах окружающих, особенно подчиненных. Как говорится «бей своих, чтоб чужие боялись». На такой критике лучше не заострять своего внимания.

Несправедливые замечания и реакция на них. Несправедливая критика – это оскорбительные выпады, выраженные в форме крика и обзываний. Они не указывают на конкретные ошибки, а оценивают личность и ее поведение в целом. «Вы что читать не умеете?», «Сколько раз вам еще повторять?», «Это просто ужасно!» - примеры такой критики. В ответ на такое словесное нападение не надо оправдываться, нападать в ответ или молчать. Нужно задавать уточняющие вопросы: «Что именно ужасно?», «Что вы имеете в виду?» до тех пор, пока критик не найдет слов, чтобы объяснить причину своего гнева. Когда он, наконец, найдет слова, подытожьте их. К примеру, «Вам не нравится, что я опаздываю, как я одеваюсь и как общаюсь с покупателями». Это надо для того, чтобы унять его раздражение и чтобы он забыл о вас на некоторое время, найдя другой объект для своих придирок.

Частично справедливые замечания могут быть связаны с неприятием вашего характера, привычек. Здесь критик уточняет, что ему не нравится и не оскорбляет. К примеру, «Вы всегда опаздываете», «Вы постоянно делаете ошибки в отчетах». Реакция на такой вид критики – согласие с той частью, которая справедлива: «Да, сегодня я опоздал», «Да, в этом отчете я допустил одну ошибку».

Справедливые замечания касаются ваших дел или поступков. Реакция – признание своей неправоты. Нужно сказать: «Да, я не прав», «Да, я допустил ошибку».

Критика-микс может объединять сразу все виды критики и состоять из длинной обвинительной речи с оскорблениями и упреками. Как реагировать на такую критику? Следует согласиться с тем, что правдиво («Да, я ошибся»). На риторические вопросы типа: «вы в своем уме?», «Вы, что, белены объелись» и т.п. отвечать не надо. Если риторические вопросы будут повторяться, можно спросить «Вас это действительно интересует?». Скорее всего, в ответ вы услышите «нет». Если ответ утвердительный, спокойным тоном сказать «Да, я в своем уме».

Как реагировать на критику

Не нужно извиняться, это придаст вам неуверенность.

Не надо пытаться оправдываться, строить диалог по типу «сам дурак» или молчать в ответ на критику. Хотя, если уж выбирать между этим тремя типами поведения, то молчание – самый лучший из них.

Выслушивать критику и отвечать на нее нужно спокойно, без агрессии и раздраженности. По возможности нужно сохранять спокойное выражение лица, не показывать своей обиды.

Ответы на критику должны быть максимально лаконичными, без слова «но», чтобы не дать критику повода для новых нападок.

Алёна Власюк специально для otebe.info
 
             
_Светлана_Дата: Четверг, 09.08.12, 16:59 | Сообщение # 5
Лайф-коуч
Группа: Админ
Сообщений: 9464
Статус: вне сайта
Продвижение вперед в любом деле невозможно без критики. Критика дает информацию о том, что нужно исправить, улучшить в своем труде. И если мы выработаем правильное отношение к критике, мы сможем совершенствоваться и достигать успехов.

Просто сказать – непросто сделать. Как правило, критика вызывает резкое отторжение. Критикующая сторона рискует нарваться на озлобленность. А критикуемая сторона ловит себя на желании огрызнуться.

Почему так происходит? Давайте разберемся.

По моему опыту, критика бывает двух видов:

1. Конструктивная.
2. Эмоциональная.

По названию становится сразу ясно, что конструктивная критика – самая «полезная», с точки зрения стремления к улучшениям. Конструктивная критика дает точку зрения только об обсуждаемом продукте, с конкретными поправками, аргументами и предложениями для улучшений. Именно такая критика имеет право восприниматься здраво. В такой критике не может и не должно быть конфликтов.

Если вы, как критик, сделали спокойные адекватные и здравые поправки, имеющие право называться конструктивными, а в ответ получили обиды, не берите их на себя. Это значит, автор своего творения еще не готов к улучшениям. Это проблемы автора, а не ваши.

Эмоциональная критика – самая конфликтная и, более того, абсолютно неконструктивная. Тот, кто выступает в роли критика, часто испытывает зависть, злость, неудовлетворенность собственными трудами. И его чувства находят выплеск в «выливании грязи» на другого, того, кто, по его мнению, достиг чего-то большего, лучшего или несет угрозу его трудам. Причем критик часто не осознает собственных чувств. Он просто злой и все. Естественно, его «пожелания» не могут принести абсолютно никаких улучшений.

Как правило, в эмоциональной критике задействуются все способы «уколоть» автора, «отомстить» ему. В дело пойдут: переход на личности, обсуждение биографии, нарекания разными эпитетами, охаивание всех творений и данного труда. Ничего конструктивного не сказано, никаких конкретных поправок не сделано. Зато присутствует много оценок, категорий, диагнозов. Зачастую обидных, не имеющих под собой здравой почвы. Естественно, такая критика не приводит к улучшениям. И возникновение конфликта будет обоюдной ответственностью. Критикующий повелся на свои болезненные чувства, а критикуемый не смог вынести испытания «популярности».

Рассмотрим критику с позиции критикуемого. Если вы всегда болезненно реагируете на критику, это повод разобраться в себе.

Причины болезненной реакции на критику:

1. Неуверенность в себе. Низкая самооценка. Вы и так не верите в себя, а вам еще и со стороны говорят о «плохом» результате. Этого достаточно, чтобы вообще перестать к чему-либо стремиться. Зачем? И так все плохо.

2. Ориентация на внешнюю оценку. Вы сами не можете объективно отнестись к своему труду, но очень хочется сделать что-то хорошее. А со стороны вместо мнения о «хорошести» вашего труда получаете критику. В таком восприятии нет золотой середины. Все либо «черное» – плохое, либо «белое» – хорошее. Среди разных слов будут услышаны только «плохие». А отсюда возникнет обида и досада.

3. Потребность быть нужным, потребность в одобрении и поддержке. Вытекает и пересекается с двумя предыдущими пунктами. Естественно, если нет внутреннего ощущения в нужности и ценности своих трудов, то любое высказывание будет восприниматься «в штыки». Потому что критика не несет в себе подтверждения вашей нужности и полезности.

Абсолютно все эти моменты касаются только конструктивной критики. Если в вас есть хоть капелька потребности в одобрении, в поддержке и т.д., то вы не способны адекватно воспринять самую здравую критику на свете. А до эмоциональной критики вы просто не доросли. Потому что эмоциональная критика возникает на те труды, которые уже достигли определенного успеха. С неуверенностью в себе об успехе говорить не приходится.

Рассмотрим способы здравого отношения к эмоциональной критике.

Как я уже говорила, эмоциональная критика самая бесполезная и самая болезненная. Здесь просто уверенностью в себе не поможешь. Для здравого восприятия необходима безграничная любовь к людям. Понимание их реакции и прощение. Принятие злобности, направленной на себя, как неизбежности. Принятие зла с добром. Для такого восприятия необходимо быть открытым, не замыкаться в себе, не закрываться. Но в то же время быть милосердным. Для выработки такого отношения необходимо бесконечно наполняться теплом к людям.

Кроме того, встретившему эмоциональную критику не помешает немного «остудить» свою «великость». Понятно, что определенные вершины уже достигнуты. Но есть одна закономерность: чем больше ты достиг, тем легче себе много возомнить и тем тяжелее себя сбрасывать с придуманных вершин.
Жизнь нас учит: не зазнавайся.

Позволяйте другим людям ошибаться. Позволяйте другим людям иметь свою, отличную точку зрения, пусть даже категоричную. Каждый из нас делает свой выбор: идти на поводу своих недостатков или преодолевать их. Пусть это будет личное дело каждого. Как говорится, «не учите нас жить».

Если вы озадачились целью обратить взор эмоционального критика на себя самого (вместо того, чтобы в своих неудачах или сомнениях винить вас), вам необходимо достичь состояния полного спокойствия и равнодушия. В этом, «прозрачном» состоянии, без суеты, по внутреннему чутью, вы сможете реагировать острым словом там, где это необходимо. В ведении беседы задавайте горе-критику конкретные вопросы, касаемо обсуждаемого дела. Приводите примеры, уточняйте каждую деталь. Рано или поздно с таким подходом вы добьетесь «доказательств» его неправоты. Критика изначально была неконструктивной, поэтому по делу собеседнику сказать нечего. На этом вы его и «поймаете».

Но ваш «триумф» не должен быть триумфом. Вам должно быть все равно.

Удачи и успехов вам в ваших трудах!

источник
 
             
SОльгаSДата: Вторник, 11.02.14, 14:53 | Сообщение # 6
Танцующая Богиня
Группа: Ученики
Сообщений: 1396
Статус: вне сайта
Судя по количеству просмотров, одна из самых актуальных и популярных тем) Здорово, что есть такая систематизированная и понятная информация)

Спасибо, Светлана  smail9
 
             
Форум сайта по духовному развитию и самопознанию » Птица счастья » Психология и отношения » Как реагировать на критику
Страница 1 из 11
Поиск:



Мастерская Счастья  ©2009 - 2017
при использовании материалов сайта, активная ссылка обязательна


HotLogРейтинг@Mail.ruTop SunHome.ruLightRayРейтинг Сайтов Развивающих ЧеловекаRambler's Top100Этот сайт защищен «Site Guard»
Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.Яндекс.МетрикаЯндекс цитирования  
Используются технологии uCoz